Версия для слабовидящих
Печать

Сентябрь, 2018: Перспективные направления развития системы образования Брестской области

В 2018/2019 учебном году сеть учреждений образования и их структура не претерпели существенных изменений. Количество учреждений образования – 1188.

В детские сады пришло на 640 детей больше чем в прошлом году. В системе общего среднего образования прирост к уровню прошлого года - 2033 ученика, в первые классы пришло на 178 ребят больше прошлогоднего.

Значительные средства выделены на проведение капитальных и текущих ремонтов, приобретение оборудования, улучшение материальной базы учреждений. На эти цели запланировано 22,2млн.руб. На ремонт учреждений общего среднего образования 9 млн.руб. В текущем году на укрепление материально-технической базы учреждений образования привлечено из внебюджетных источников более 500 тыс. руб. Это позволило улучшить ситуацию на пищеблоках, привести в соответствие санитарно-гигиеническим требованиям кабинеты, спортзалы, площадки.

Продолжается работа по увеличению количества учителей, имеющих высшую и первую квалификационную категорию, и «учителей-методистов».

Количество «учителей–методистов» увеличилось в 1,6 раза, а доля педагогов, имеющих высшую и первую квалификационную категорию, составляет более 78%.

Продолжается системная работа по внедрению и использованию ИТ технологий в образовательном процессе. Главное управление по образованию Брестской области приобрело 1100 лицензий передового программного продукта Windows 10 для использования в образовательном процессе. Это самый масштабный шаг в стране по пути его использования и легального применения. Пока данные возможности доступны для учреждений образования города Бреста, но уже в этом году рассматривается предложение о расширении данной практики на учреждения образования Брестского района.

Наполняемость классов в Брестской области по учреждениям городской местности составляет 24 учащихся, выше наполняемость только в г. Минске и Гомельской области (25,4 и 24,1 учащихся соответственно, по республике средняя наполняемость классов 23,7).

В сельской местности наполняемость классов составляет 11 человек — это второй показатель (выше только в Минской области – 12 учащихся, республиканский – 10,2 учащихся).

Следует отметить, что в Брестской области нет ни одного учреждения профессионально-технического образования с количеством учащихся до 200 человек, тогда как в Гродненской области количество таких учреждений составляет 40%, в Могилевской – 23,5%, в Минской -  16,6% от общего количества.

Несмотря на такие высокие показатели, будет продолжена работа по увеличению наполняемости учреждений ПТО.

Особую гордость вызывает у нас достижения учащихся наших профессионально-технических колледжей и лицеев на международных и республиканских Worldskills: 11 медалей: 2 золотые, 6 серебряных, 3 бронзовые. За достижение наилучших показателей и успехи в подготовке кадров признан победителем и занесен на республиканскую доску Почета «Брестский государственный торгово-технологический колледж».

Достойные результаты продемонстрировали учащиеся области по итогам ЦТ. Максимальный результат (100 баллов) получили 49 выпускников, (в 2016 году – 36), есть сумма в 400 баллов.

Однако существуют некоторые пробелы, связанные с работой с талантливыми и одаренными детьми, повышением качественного уровня образования.

Поэтому одним из приоритетных направлений развития системы образования области является разработка комплекса мер, направленных на повышение качества образования.

Для этого необходимо решение следующих задач:

1. Создать эффективную и современную систему научно-методического сопровождения образовательного процесса, которая бы имела в своем арсенале эффективные, моментально доступные, простые средства, создающие возможности педагогам в каждом учреждении образования для использования передовых педагогических технологий, методик выявления одарённых учащихся, организации их педагогического сопровождения.

2. Необходимо обеспечить наличие автоматизированных систем контроля и управления образовательной средой. Все педагоги, да и родители должны иметь возможность на основе использования it-технологий быстро транслировать и использовать педагогический опыт, налаживать сетевое взаимодействие.

Еще одно направление -  создание здоровьесберегающей и безопасной среды.

Это комплексная задача, в которую входит и организация качественного питания, и состояние зданий и сооружений, а также прилегающих территорий и подъездных путей, это и наличие мебели и оборудования, отвечающих всем требованиям, это и профилактические мероприятия, направленные на искоренение пьянства, наркомании и табакокурения в подростковой среде, это и безопасная работа в киберпространстве, и конечно же, вопросы, связанные с профилактикой суицидального поведения.

Любая работа по наращиванию качества знаний не имеет смысла, если в результате этой деятельности теряется здоровье учащихся. Необходимо в принципе исключить травмирование или гибель наших детей в школах, садах.

Планомерная целенаправленная работа всех заинтересованных служб и ведомств по созданию эффективной системы контроля за организацией питания в учреждениях образования позволила уменьшить количество нарушений в целом. Это пример ответственного подхода к решению сложных вопросов и организации разумного взаимодействия.

Персональную ответственность за организацию этой работы несут руководители органов управления, начальники управлений и отделов образования, их заместители по финансово-хозяйственной деятельности, начальники «хозгрупп», руководители учреждений, все те, кто на сегодняшний день обязан обеспечивать безопасный образовательный процесс в течение всего учебного года.

Немаловажно взаимодействовать со всеми структурами, имеющими отношение к обеспечению безопасного образовательного процесса: УВД Брестского облисполкома и его подразделения, прокуратура Брестской области, Брестское областное управление департамента охраны МВД, Брестский областной центр гигиены и эпидемиологии и другие.

Охрана прав несовершеннолетних.

На сегодняшний день злободневными темами стали вопросы насилия в семье, в учреждениях образования, половой неприкосновенности и многое другое.

Задачами в этом направлении являются:

-повышение профессиональной компетенции педагогов, психологов и педагогов социальных через организацию обучения в каждом конкретно взятом учреждении образования, вне зависимости от штатной численности с целью полного освоения методиками работы с учащимися;

-создание центров, которые будут заниматься координацией этой деятельности в городах и районах. Такими центрами должны стать региональные социально-психологические центры (СПЦ) с обновленной штатной численностью в соответствии с теми нормативно-правовыми актами, которые были приняты Министерством образования.

Важная задача - активное противодействие экстремизму, расовой неприязни, другим проявлением, которые агрессивно продвигается через интернет. Необходима серьёзная организация работы по правовому просвещению, разъяснению ответственности за различные рода нарушения и махинации в киберпространстве. Молодёжь надо обучить грамотно выявлять вредоносные ресурсы, распознавать нужную информацию. Необходимо детям нового поколения «Z» не просто рассказать, как устроен компьютер, а научить их работать вместе с ним во благо. Здесь огромное значение приобретает сотрудничество с родителями – теми, кто сегодня должен вместе с педагогами четко организовать IT окружение своих детей дома.

Воспитательная и идеологическая работа.

Необходим поиск новых современных форм взаимодействия с детьми, тех, которые воспринимаются молодёжью: квесты, проекты, межпредметное моделирование. В них нужно вовлекать не только детей, но их родителей, общественные организации, волонтеров. Это задача не только педагогов - эта задача для управленцев, методистов, воспитателей, идеологов. Причем такой опыт уже есть. Нужно находить и применять его.

Спорт, туризм, экскурсионная деятельность, изучение собственного края, природы, работа в межрегиональных проектах - сегодня достаточно много сфер применения усилий для педагогов и воспитателей.

Организация трудового и профессионального обучения, модернизация системы УПТО.

Главным управлением по образованию облисполкома подготовлены предложения по оптимизации сети учреждений профессионально-технического образования, сейчас они согласовываются с заинтересованными министерствами и ведомствами. Вместе с тем, сегодня в эту структуру должны включаться и те учреждения образования, на базе которых будет организовано профессиональное обучение. Такая матрица в области выработана. Необходимо отработать структуру профессий, которые обеспечат потребность в кадрах района, города. Кроме всего прочего эта система должна работать эффективно с финансовой точки зрения.

Ожидается, что созданные на базе семи учреждений профессионального образования области ресурсные центры по восьми направлениям должны будут не только концентрировать материальные и финансовые ресурсы, но и организовать  обучение учащихся однопрофильных учреждений образования области, а также реализовывать программы профессиональной подготовки рабочих, оказывать другие дополнительные услуги на договорной основе за счет средств заинтересованных организаций или собственных средств граждан.

Герб Брестской области